ООО “Информационные системы”
Воронцовская ул, дом № 35Б, корпус 2 109147 Москва,
+7 495 103 44 44, info@1ats.ru

Будущее телекоммуникаций: тренды, перспективы, технологии

Будущее телекома активно идет вперед благодаря развитию науки и технологическим прорывам. Причем, этому процессу не страшны кризисы и пандемия, которые, как оказалось, наоборот дают толчки к росту. Благодаря постоянному прогрессу и инновациям в телекоммуникационной индустрии экономика сталкивается с новыми возможностями и вызовами. В свою очередь, чтобы оставаться конкурентоспособными и успешными в условиях быстро меняющегося рынка, бизнесу важно не только следить за новыми разработками, но и применять их на практике. В данной статье предлагаем рассмотреть современные тренды в сфере телекоммуникаций, а также их перспективы в будущем.

Актуальные и перспективные виды связи

Не нужно быть экспертом, чтобы заметить, какой скачок совершили технологии в области телекоммуникаций за последние 15-20 лет. Ведь что бы ни происходило в мире, государству, бизнесу и обычным людям нужна быстрая, качественная и надежная связь. Кроме того, чтобы соответствовать требованиям нынешнего общества, она должна быть еще и гибкой, безопасной и масштабируемой. Остановимся подробнее на ее двух наиболее перспективных направлениях.

Мобильная связь

Всеобщая доступность мобильной связи сделала ее неотъемлемой частью современных бизнес-стратегий. Во-первых, это широкие возможности для общения с клиентами посредством интернета (мобильные приложения, соцсети, чат-боты в мессенджерах, email-рассылки и другие каналы), а во-вторых, смартфон является основным каналом развития электронной коммерции, который позволяет совершать покупки в любое время и в любом месте. Кроме того, многие компании нередко используют мобильные устройства для внутренних коммуникаций сотрудников и управления некоторыми бизнес-процессами, делая их более гибкими и продуктивными.

Возможности сотовой связиКажется, еще недавно телекоммуникационная отрасль презентовала возможности 4G, а сегодня она уже активно внедряет новый стандарт связи 5G. Обладая улучшенными параметрами, в частности высокой скоростью передачи данных, технология уже с успехом используется в секторе здравоохранения, финансов и образования. Промышленный сектор и вовсе может получить новый виток развития благодаря тому, что сети пятого поколения позволяют эффективно внедрять в производственный процесс искусственный интеллект, дополненную реальность и интернет вещей. Это же касается и бизнеса, где благодаря использованию 5G уменьшается время, затрачиваемое на выполнение различных задач и обработку больших объемов данных. Высокая скорость передачи данных также расширяет возможности автоматизации рабочих процессов и обмена информацией. С новым стандартом мобильной связи видеоконференции, трансляции, прямые эфиры и даже торги на бирже смогут проходить в режиме реального времени из любой точки планеты. Пока 5G доступен в Китае, Индии, Японии, США, Австралии, Южной Корее, Саудовской Аравии и большинстве европейских стран, но специалисты считают, что до 2030 года новая сеть охватит весь современный мир. По самым оптимистичным прогнозам активное использование 5G в России в коммерческих целях начнется не раньше 2025 года. К 2030 году планируется наладить массовое производство базовых станций, а в течение следующих пяти лет - внедрить сети в городах с населением от 100 тысяч человек.

Одновременно с распространением по миру технологии 5G, специалисты уже презентируют потенциальные возможности следующего поколения мобильной связи - 6G. Они обещают более высокие скорости передачи данных (до 1 ТБ/с), большую пропускную способность и повышенную надежность. Предполагается, что технические параметры сетей шестого поколения позволят вывести на новые уровень технологии в здравоохранении (самое перспективное направление - телемедицина), промышленности, сельском хозяйстве и других сферах, где возможна автоматизация, внедрение интернета вещей, использование дополненной и виртуальной реальности.

Виртуальная IP-телефония

Согласно статистическим данным IP-телефония является одной из самых быстрорастущих IT-отраслей. Не последнюю роль в этом сыграла пандемия, во время которой концепция удаленного рабочего места стала как никогда актуальной. Сегодня бизнес не в меньшей степени нуждается в универсальных решениях, которые охватывают всю коммуникационную сеть, а спрос на инструменты контроля качества работы сотрудников только растет. Большая популярность виртуальной телефонии в бизнес-среде обусловлена простотой и гибкостью настроек, широким функционалом, а также возможностями экономии на связи. Благодаря интеграции с CRM-системами, детальной аналитике звонков, качественной конференц-связи и другим ее возможностям рабочие процессы становятся более контролируемыми и эффективными.Возможности облачных технологий

Хотя в России доля рынка IP-телефонии не так значительна, как, например, в США, она продолжает стремительно расти и развиваться. Если говорить о распределении по отраслям, то в Северной Америке среди пользователей лидируют предприятия автомобильной промышленности, банковской и финансовой сферы, строительные компании, а также организации здравоохранения и образования. В России на первом месте находится розничная торговля и сфера услуг. Отечественные компании все чаще выбирают облачную IP-телефонию не только из-за выгодных тарифов на междугороднюю и международную связь, но и учитывая широкий спектр возможностей, которые она дает:

В настоящее время усилия разработчиков сосредоточены на улучшении речевой аналитики, внедрении гибридных АТС и дальнейшей интеграции искусственного интеллекта, в том числе совершенствование технологий распознавания и синтеза речи. К слову, аналитики отмечают, что к 2025 году доля искусственного интеллекта во всех взаимодействиях с клиентами достигнет 95%. Другим перспективным направлением развития считается использование технологии 5G, которая благодаря высокой пропускной способности позволит уменьшить задержку прохождения VoIP-пакетов и обеспечит бесперебойность сети. Для бизнеса это возможность построить корпоративную сеть и рабочие процессы в рамках виртуальной АТС таким образом, что наличие проводного интернета не будет иметь значения, а сотрудники смогут еще оперативнее выполнять задачи и общаться между собой вне зависимости от своего местонахождения.

Инновации и их будущее в телекоммуникационной отрасли

В последнее десятилетие технологии в телекоммуникационной области развиваются с невероятной скоростью. Аналитики отмечают, что отрасль находится на пороге серьезных перемен и нас ждут еще более впечатляющие изменения. Искусственный интеллект сохраняет свою доминирующую роль в этих преобразования, однако и другие инновации оказывают не менее существенное влияние на развитие цифровых технологий.

Генеративный искусственный интеллект

Главной задачей генеративного ИИ (ГИИ) является создание нового материала в виде текста, изображения, видео, музыки и других видов контента на основе алгоритмов машинного обучения. Технология широко известна среди обычных пользователей (вероятно, многие слышали о ChatGPT, GPT-3 или YandexGPT), но и бизнес не отстает, давно и успешно используя ее для решения различных задач. ГИИ показывает хорошие результаты при создании идей и материалов для маркетинговых и рекламных кампаний. В некоторых случаях его используют для автоматизации производства и оптимизации рабочих процессов, что, в свою очередь, сокращает расходы компании и уменьшает себестоимость продукции.Искусственный интеллект

Прогнозируется, что в скором будущем системы на основе генеративного ИИ научатся идентифицировать и разделять аудиторию на основе демографических данных и их поведения. Полученная информация будет использоваться в режиме реального времени для персонализации диалогов и предоставления более быстрых и точных ответов на запросы. Такое обслуживание несомненно способствует еще более высокому уровню удовлетворенности и лояльности клиентов. Развитие технологии имеет огромный потенциал в различных областях экономики, включая медицину, науку, образование, промышленность, торговлю и сферу развлечений.

Облачные вычислительные ресурсы

Все больше компаний переходят на облачные сети, оставляя в прошлом традиционные вычислительные ресурсы, которые предусматривают хранение данных и развертывание ПО на собственных серверах компаний. Это обусловлено множеством преимуществ, среди которых:

  • сокращение расходов на содержание и обслуживание;
  • масштабируемость;
  • надежность и гибкость управления инфраструктурой.

Еще одним важным качеством таких технологий является универсальность, то есть они подходят бизнесу любой направленности и масштаба. Облако может использоваться для самых различных целей: от хранения и анализа большого объема данных до тестирования ПО и работы интернет-приложений. Поэтому вполне ожидаемо, что в будущем произойдет полный отказ от физического размещения серверов и переход на облачные технологии.

Технология No-code

Создание приложений и платформ без знания и написания кода - естественный этап на пути к упрощению и автоматизации процессов. С появлением платформ no-code разработка собственного IT-продукта стала на порядок проще и быстрее: не нужно иметь глубокие знания в программировании и погружаться в рутинную работу по написанию кода. Технология применима почти во всех сферах работы в онлайне и идеально подходит для стартапов, малого и среднего бизнеса. Однако те направления, где важен высокий уровень защиты данных и безопасность операций (например, государственный и финансовый сектор), все же используют классическую разработку.Программирование

No-code является новым перспективным рынком для России и демонстрирует высокий интерес со сторон инвесторов. Это связано с постоянным улучшением функционала сервисов по созданию безкодовых проектов и увеличением спроса на быстрый запуск различных приложений и отдельных функций, в том числе в сфере облачной IP-телефонии. Одновременно с этим, в связи с нехваткой профессионалов, которые пишут коды с нуля, ощутимо растет стоимость создания IT-продуктов традиционным способом. Таким образом, все больше компаний выбирают максимально экономный и быстрый вариант с использованием No-code. Эксперты считают, что всего через несколько лет данная технология будет использоваться в более, чем половине новых проектов.

Интеграции по открытому API

Более широкое использование открытого программного интерфейса является одной из основных тенденций в мировом телекоме. Если кратко, открытый API представляет собой протокол взаимодействия между сервисами, приложениями и системами, который позволяет разработчикам расширять функциональность их проектов и связывать их с другими продуктами. Он упрощает бизнес-процессы, позволяет быстро тестировать и эффективно внедрять инновации.

В отечественном сегменте данную концепцию одними из первых взяли на вооружение финтех-компании и крупные представители e-commerce, но в принципе использование технологии доступно всем. Например, компания хочет получать все сообщения с социальных сетей, мессенджеров и электронной почты в своем корпоративном чате. В этом поможет интеграция по открытому API. Учитывая перспективность технологии, аналитики прогнозируют, что количество пользователей открытых программных интерфейсов в ближайшие годы будет расти быстрыми темпами.

Сети нового поколения и переход к облачной телефонии могут стать платформой для развития бизнеса практически любой направленности и масштаба, а другие передовые технологии обещают большой потенциал для его расширения. Искусственный интеллект, облачные вычисления, безкодовые технологии и открытые программные интерфейсы - это лишь некоторые из трендов, которые определяют сферу современных телекоммуникаций и открывают принципиально новые возможности для экономики.